gototopgototop
Главная События Рецензия на одну из последних книг Полины Жеребцовой

Последние комментарии

RSS
Рецензия на одну из последних книг Полины Жеребцовой PDF Печать E-mail
События - События

Неожиданно Полина Жеребцова предложила написать рецензию на одну из последних книг. Я написал. Это была очень приятная работа. И, надеюсь, что нужная. Если кому-то интересно, то бесплатно. Просто мне симпатичен автор и его тексты. Я люблю искренность и правду. И не люблю лицимерие. Давже в книгах. А повести Полины как раз такие, какой и должна быть хорошая литература. Или как я ее себе представляю.

Полина Жеребцова. Автобиографическая повесть «Ослиная порода». — издательство «Время», 2017. — 352с.

О честных книгах нужно писать честно. Такое обязательство создает определенные трудности. Приходится сопереживать героям дважды: во время чтения текста и когда принимаешься рассуждать о прочитанном. Получается, что книга без спроса врезается в душу и остается там надолго. Такое вторжение не всегда к месту, почти всегда нарушается равновесие некоего внутреннего комфорта — мы интуитивно сторонимся потрясений.
Я уже читал «Дневник Полины Жеребцовой» и «Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994 — 2002 гг.». Поэтому ждал от ее новой книги «Ослиная порода» предельной документальности и полной безжалостности к миру. И да. Я нашел то, что искал. Только это был уже иной мир, другая правда.

Сложно обозначить жанр книги. Традиционный термин «роман в рассказах» будет неуклюжим и грубым. Андрей Битов выдумал «роман-пунктир», но я предпочитаю сочетание «лоскутная повесть». Чтение «Ослиной породы» сродни просмотру семейного фотоальбома. Нет линейного сюжета, не все новеллы имеют видимую хронологическую связь, а общая картина все равно монолитна. Много моментальных временных срезов, объемных снимков ушедшего мира, разной окраски и несхожих векторов. Но все они, как огромные лоскутки, соединяются в единую картину детского восприятия, чей абрис бегло набросан когда-то девочкой в городе Грозный и раскрашенной гораздо позднее — уже взрослым человеком, нашедшем в себе силы сказать правду.

Это огромный призрак страны, увязшей в эпохе и собственных ошибках, отраженный в детском восприятии и вернувшийся к тем, кто умеет слушать. Это история того, откуда мы все родом. Потому что детство не всегда радужное, но всегда очень памятное. И, чтобы лучше усвоить материал, оно способно деформироваться под окружение. Это его способ зарисовок на память. Беда в том, что подобные наброски уже не стереть. Ими можно только поделиться.

Такие истории делают читателя богаче, потому что написаны понятным языком, очень честно по отношению к самому себе и окружению. Поверьте, каждый из нас пережил что-то подобное. Но не каждый находит в себе силы рассказать их без прикрас и ненужного пафоса. Нужна смелость, чтобы не сломаться в пути. И двойная — чтобы рассказать об этом.

Это история детского мира, окруженного не самой мудрой и не всегда справедливой оболочкой мира взрослого. Тут спасают гусениц и читают кошкам стихи, получают несправедливые затрещины и верят в потусторонние силы. Вся эта хрупкость уходит с возрастом и эпохой, а потому живет ощущением надвигающейся беды, но продолжает шевелиться — потому что иного пути пока не придумано. И есть только один способ досмотреть спектакль до конца — жить.

Есть книги великие и своевременные, есть мудрые и эпохальные. Читать такие просто необходимо. Они меняют человеческую душу, перекраивают сознание. Про книгу Полины Жеребцовой я такого не скажу. Она не из этой обоймы. Но читать ее стоит. Каждому. Потому что это очень добрая книга, хоть и немного грустная. Но так уж устроено, что грусть и доброта обречены на встречу.

 

Для добавления комментариев, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Затем, войдите, как пользователь.

 

Меню пользователя

Авторизация



Кто онлайн

Сейчас 172 гостей онлайн

Лента новостей кино